2024 год мы решили начать с новой истории и разместили на маршруте по винодельне одну из самых интересных коллекций на винную тематику, которую сейчас только можно найти — выставку этикеток советского периода. Коллекцию нам любезно предоставило агентство UNIQA и лично Алексей Якушик — творческий директор и учредитель. Инфоповоды, как известно, обязывают, поэтому самое время углубиться в историю и поговорить о том, как обыкновенная винная этикетка стала неотъемлемой частью мира эногастрономии.
Именно от этикетки во многом зависит то, возьмет ли человек ту или иную бутылку и какие первичные ожидания она у него вызовет. Но так было не всегда, и этикетка прошла долгий путь, прежде чем стать чем-то самим собой разумеющимся.
История этикеток тесно связана с развитием виноделия по всему миру, первые прототипы этикеток появились тысячи лет назад. Во время раскопок в гробнице фараона Тутанхамона археологи совершили очень важное для нашей истории открытие. В гробнице были обнаружены глиняные кувшины для вина, на которых отчетливо сохранились определенные надписи. Как оказалось, это был год урожая, а потому можно с полной уверенностью считать, что люди начали использовать определенные надписи для обозначения вина как минимум с 1352 года до н. э.
В Древней Греции и Древнем Риме вино имело важное значение. Развитие торговых отношений как внутри государств, так и их соседей привело к тому, что вино стало одним из самых ходовых товаров того времени. Так получилось, что для честных и взаимовыгодных торговых отношений, вино нужно было маркировать. На смену письму по глине пришла новейшая технология – обозначения года и происхождения вина через надписи мелом и углем на бочках с ним.
Со временем люди перешли на более универсальные деревянные таблички с надписями, а затем и на бумагу. Первыми это сделали французы в XIX веке, после чего распространили эту моду по всем известным винодельческим регионам. Что касается российского виноделия, то первые этикетки появились примерно в то же время, и представляли они собой черно-белые бланки, информацию в которые винодел должен был вписывать самостоятельно. Разумеется, это было не слишком удобно, но ситуация изменилась только в 1880 году, когда местные типографии получили возможность печатать полноценные цветные этикетки.
Во времена царской России меняется отношение к оформлению вина, с целью подчеркнуть его статусность, сделать одним из ключевых элементов на столах императорских приемов. Так этикетки начинают не просто рассказывать информацию о вине, но и дополнять его красивыми образами: начинают использовать серебряную и золотую краски, различные декоративные элементы, рельефное тиснение и даже гербы.
В дальнейшем подход к оформлению винной этикетки еще не раз менялся. Было это связано и со сменой политического строя, и с трагическими событиями XX века. Но самые важные и во многом решающие изменения произошли именно во времена Советского союза. Вот как Алексей Якушин, директор дизайн-компании UNIQA, оценивает влияние советского периода на подход к оформлению и пониманию винной этикетки, а также саму коллекцию вцелом:
– Я уже 24 года руковожу компанией UNIQA, которая разрабатывает дизайн этикеток для вина и других напитков, и могу с полной уверенностью сказать, что на советских этикетках могут учиться и современные дизайнеры.
Такие коллекции – это настоящий учебник. В советское время дизайн этикеток разрабатывали серьезные специалисты. Это была действительно сильная школа. При этом стоит помнить, что в то время не было компьютеров, и каждую букву, каждый элемент рисовали вручную. В случае каких-либо правок этикетку нужно было перерисовывать с самого начала, а правок было много. Каждая утвержденная этикетка – это колоссальный труд.
Это коллекция преимущественно советского времени, которое я очень люблю. Это было хорошее, доброе время, и лет 15 назад в интернете я наткнулся на небольшую коллекцию винных этикеток, которую выкупил на аукционе, после чего начал ее периодически дополнять новыми находками. В этих этикетках есть душа, колорит, настроение.
Идея создать из коллекции полноценную выставку появилась достаточно внезапно. Мы хорошо дружим с Артуром Саркисяном и Александром Ставцевым, и однажды Александр предложил мне сделать выставку. Мы ее сделали прямо на юбилейной презентации Гида Саркисяна, где о ней узнали и все остальные представители винной индустрии. Теперь моя коллекция представлена в таком удивительном месте, как WINEPARK. Для меня как для дизайнера WINEPARK символизирует будущее, и вместе с этикетками прошлого у нас получился красивый философский проект. Я очень рад, что наша выставка ненадолго стала частью Винного парка!
Уже в наше время, примерно с 2000-х годов, глобализация идет полным ходом и дизайнеры активно вдохновляются творчеством друг друга, а потому и стиль винных этикеток довольно часто тяготеет к так называемому международному стилю. При этом сохранилась и традиция размещать на этикетке говорящие и аутентичные символы, свойственные определенному региону или хозяйству, благодаря которым любимое вино или винодельню стало еще проще опознать среди бурно растущего в качестве и количестве ассортимента.
Как вы понимаете, процесс этот никогда не останавливается. Даже наоборот: чем дальше, тем чаще в дизайне винных этикеток появляются новые инструменты, смыслы и идеи. Этикетка справляется не только со своей основной задачей (рассказать о вине), но и вызывает эмоцию, что иной раз может оказаться даже важнее. Нам же остается с интересом наблюдать над развитием этого направления, которое определенно можно назвать частью современного искусства.