Александр Куличенко “У нас нет готовых решений”
Поделиться:
Расти среди виноградников, пробовать ягоды винограда на разных этапах созревания, взрывающие рецепторы многообразием вкусов, видеть как лоза преображается из года в год, наблюдать, как дед создает вина, помогая ему в небольшом производстве, а потом пытаться разгадать ароматы в бокале, понимая, что вино, вдруг, обрело черты этих мест.
“Хотел порвать систему и стать врачом, но что-то не пошло (смеется). Да и просто замечательно, что все сложилось именно так”.
Годы учебы, освоение новых профессий: электросварщик 3 разряда, тракторист 2 класса, кузнец ручной ковки 3 разряда, младший сержант медицинской службы, фельдшер-лаборант. Для чего все это?
“Вы знаете, когда я работал в совхозе, у нас был учебный центр и я посещал все курсы. Лишних знаний не бывает, ведь так?”
Философски киваем, да и что тут возразишь?
Нам не терпится услышать историю становления Винного Парка от человека, который одним из первых стал частью этого проекта.
“Помню, как все начиналось в 2016 году. Поле, в центре которого стояло одинокое дерево, теперь здесь растет наш виноградник, высаженный весной 2018 года силой 8 человек всего за 11 дней, а это около 65 000 саженцев! Да и сам проект был совершенно другим. Концепция была очень простая - классический французский семейный виноградник, небольшая винодельня, этакая сельская Франция. А потом всё стало меняться и выросло в наш Винный Парк. Это и хорошо, сельской Франции много в самой Франции, а мы уникальны”.
Да, оглядывая просторы парка, замираешь в восхищении, настолько территория поражает своими выверенными архитектурными и ландшафтными формами. В центре всего - виноградник, стройные ряды длиной в 240 метров, разделенные расстоянием 80 см. Красиво - безусловно, но и очень сложно.
“В виноградарстве есть общая концепция: существует некий участок земли, учитывая климатические особенности местности, мы высаживаем стандартные сорта для этого терруара, применяем стандартные технологии и получаем гарантированный результат. А можно сделать что-то новое: сузить ряды, поменять подвой, поработать с почвой, разбить участок на микротерруары, разработать режимы полива и обработки. Если идти по этому пути - получаются нестандартные и интересные результаты. Это как раз наша история. Главное - не спешить и дать винограднику время, ведь пока он еще очень молод”.
Александр оживленно рассказывает о тонкостях анализа электропроводимости почв, о том, как на их основе была разработана особая система полива, которая индивидуально питает каждый участник виноградника, системе фертигации, позволяющей вносить удобрения и биопрепараты, и о человеке, с которым удалось познакомиться, благодаря этому проекту - Педро Парра.
“На самом деле, он Петр Сапожников (смеется), его бабушка в свое время эмигрировала как раз с территории Крыма и для него это было как возвращение к истокам. Он невероятный специалист, один из лучших почвоведов в мире! Провел диагностику нашего участка, выделил 5 типов почв и 9 микротерруаров, учел индивидуальность каждого, благодаря чему мы сделали огромный шаг вперед на пути к качественному виноделию”.
Мы смотрим на молодой виноградник, на котором преобладает сорт Каберне Совиньон, небольшая часть отдана под Мурведр и узнаем, что на участке высажено несколько клонов этих сортов.
“Хотя это формально и 1 сорт, виноград получается разный, со своими особенными характеристиками. Управляя разным процентным содержанием в купажах, мы можем получать вина со своей индивидуальностью. Это как палитра для художника - чем больше у него красок, тем больше оттенков он может получить и тем глубже будет его картина”.
Нам повезло, мы как раз застали момент обработки виноградника, поэтому вопрос о том, какие средства для этого применяются, родился сам собой.
“У нашего энолога Альберто Антонини есть замечательный принцип - “the less is more”, который мы трансформируем на весь проект, а это означает, что для нашего виноградника мы применяем только органические удобрения. Природа знает, что лучше для нее, надо просто контролировать все процессы и направлять их в нужное русло. Сейчас мы обрабатываем виноградник серой, которая помогает нам в борьбе с оидиумом. Наш виноградник очень эффектно смотрится, благодаря узкому междурядью, но от нас он требует постоянного контроля, ведь продуваемость в таких рядах крайне низкая, а с моря приходит влажный воздух.
Мы также много работаем с почвой, ведь каждый год часть полезных веществ уходит и нам надо восполнять эти потери. Для этих целей мы сеем горчицу и бобовые под зиму, скашиваем и запахиваем их, в результате - вся польза уходит в почву”.
На словах всё звучит довольно размеренно и просто, но мы понимаем, что подводные камни есть везде и без сложностей не обойтись. Самое время узнать о том, что вызывает наибольшие трудности и как дополнительные навыки (о которых мы упоминали чуть выше) находят практическое применение в рамках обычных трудовых будней.
“О, безусловно, каждый из нас немного Кулибин, ведь у нас нет готовых решений. Да, у нас отличная техника, но те навесные орудия, которыми она укомплектована, не могут решить все задачи. Например во Франции никто глубоко не рыхлит, у них поверхностная обработка не глубже 15 см, а в наших терруарных условиях - необходимо углубиться до 40 см, чтобы прихватить всю зимнюю влагу для достаточного запаса на летний период. Вот тут и начинаются наши инженерные решения”.
Мы подошли к обсуждению планов на будущее, а они, как оказалось, не менее масштабные, чем сам проект. Новый виноградник, новый терруар и новое прочтение крымских автохтонов, вот главная задача на ближайшее время. Сбор уникальной коллекции автохтонных сортов, поиски флагмана, который раскроет потенциал виноделия этих мест, планов много, есть над чем работать, тем интереснее будет встретиться через какое-то время и узнать, как продвигаются дела.
Напоследок задаем пару личных вопросов, узнаем, что выходные - поход в горы, погружение с аквалангом, мидии на костре и ожидание новой встречи с виноградником, он для Александра как ребенок. Поэтому на вопрос “Что для вас Винный Парк?”, Александр недоуменно выдыхает: “Как что? Это часть моей жизни”.
Поделиться:
читайте также
Интервью
Шеф-сомелье проекта Винный Парк
Дмитрий рассказал о большом подготовительном этапе перед открытием Винного парка, об уникальном роботе-сомелье, формировании винного хранилища и как подбираются вина для ресторана и винотеки. Разговор получился насыщенным и информативным, многое осталось за кадром, но мы постарались выделить самые важные детали.